Новости
Письмо М. И. Башмакова о "Пегасе-2016"
Дорогие друзья!
«Пегасу» исполнилось три года. Из маленького жеребёнка он превращается в сильного скакуна, способного увлечь школьников в мир художественного слова. Каждый год этот конь надевает на себя новую попону с вытканной на ней строкой – темой очередной игры. В этом году такой темой выбрано латинское выражение Homo ludens – Человек играющий. Вместе с двумя другими – Homo sapiens – Человек разумный и Homo faber – Человек творящий – оно образует триаду основных ипостасей человеческого существования.
Если после работ Декарта и Паскаля стало казаться, что способность к мыслительной деятельности является главной особенностью и назначением человека, а после формулировки А. Н. Леонтьева «Деятельность – сознание – личность» все дискуссии о развитии человека были о работе, созидании, деятельности, то сейчас на первый план выходит игра, и мы обращаемся к исследованиям голландского философа Йохана Хейзинги, выполненным почти сто лет назад.
Вся наша жизнь – это игра. Даже само наше существование некоторыми философскими системами воспринимается как игра богов в кости. Мы не будем излагать теорию Хейзинги, отсылая вас к его книге «Человек играющий» или ко второму выпуску нашего альманаха «Ипокрена», а только скажем, что в каждом явлении человеческой культуры или проявлении человеческой деятельности можно увидеть игровую основу. Поэтому не нужно, строго говоря, задавать вопрос о каждом задании нашего очередного конкурса: «А где здесь игра?». Она там есть, и размышления об этом могут заметно расширить кругозор и обогатить восприятие художественных текстов. Пожалуй, из всех выявленных голландским философом признаков игры, мы напомним лишь первый: игра свободна, она сама есть свободный выход из обыденной жизни, прерывая каждодневный процесс течения времени и дел, вызывая действия, не связанные с материальным интересом, и которая исчерпывается в себе самой, совершаясь ради удовлетворения, доставляемого самим этим свершением.
Отвечая на пожелания учителей составлять задания так, чтобы их можно было использовать в учебной работе со всем классом, а не только вызывать интерес у школьников, увлекающихся литературой, мы впервые используем новую форму игрового задания.
В каждом варианте первые 10 вопросов посвящены одному литературному произведению или комплексу произведений из типовой школьной программы по литературе. Произведения мы объявляем сейчас, чтобы участники смогли подготовиться к игре,
а учителя получили бы материалы для классной работы.
2 классы – Басни М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова.
3–4 классы – А. А. Милн «Винни Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера.
5–6 классы – Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» в переводе Н. Демуровой.
7–8 классы – А. С. Пушкин «Борис Годунов».
9–11 классы – А. С. Грибоедов «Горе от ума».
Перед игрой будет полезно прочитать или перечитать эти произведения, а также воспользоваться заданиями для подготовки к конкурсу, которые будут доступны на сайте конкурса http://konkurs-pegas.ru (конкурс-пегас.рф) с октября 2015 г. Кроме того, мы надеемся, что после проведения игры ученики и учителя получат дополнительный толчок
к чтению и новые материалы для углубления учебной работы.
Желаю успеха,
Председатель жюри конкурса «Пегас»
Директор Института продуктивного обучения,
академик РАО М. И. Башмаков